Как получить лицензию МЧС самостоятельно — пошаговая инструкция
Получить разрешение на осуществление деятельности в области пожарной безопасности можно собственными силами, однако эта процедура довольно непростая и трудоемкая. Поэтому многие предпочитают купить уже готовую фирму со всей нужной документацией или, как минимум, заказать помощь специалистов. В нашей статье мы расскажем о порядке получения лицензии МЧС самостоятельно — поэтапно и в подробностях. Вы сможете оценить степень сложности процесса и принять правильное решение.
Кто выдает лицензии МЧС?
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 МЧС России лицензирует два вида деятельности, которые в соответствии с Федеральным Законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ подлежат обязательному лицензированию, а именно:
- деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
- деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с приказами от 24 августа 2015 г. № 473, от 28.05.2012 № 291 и от 08.07.2020 № 503 обязанности по лицензированию этих видов деятельности возложены на МЧС России и его территориальные органы (далее — лицензирующие органы), точнее на подразделения, входящие в состав управлений надзорной деятельности и профилактической работы, сотрудники, которых осуществляют следующие действия:
- прием, рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении (либо об отказе);
- переоформление;
- прекращение действия;
- ведение реестра и предоставление заинтересованным лицам сведений из него.
Определитесь с видами работ
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с положением о лицензировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 г. № 1128 включает в себя следующие подвиды:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
- Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Первым делом заявитель должен определиться с перечнем видов работ (более подробно ознакомиться с ними можно по ссылке), которые он будет выполнять в области пожарной безопасности.
Наймите специалистов
Одним из условий, позволяющих получить пожарную лицензию МЧС, является подбор штата специалистов. Требования к сотрудникам:
- Специалисты должны быть в следующем количестве: если разрешение нужно по 1-2 видам работ, в штате должно быть не менее 2 работников, по 3-4 — не менее 3, по 5 и более — от 5 и больше дипломированных сотрудников.
- Должен быть как минимум один специалист с образованием по одному из направлений: высшее либо среднее пожарно-техническое, высшее «Техносферная безопасность» (специализация «Пожарная безопасность»), иное высшее при наличии прохождения переподготовки и с подтвержденным трудовым стажем от 5 лет в организациях, имеющих лицензию МЧС либо относящихся к органам надзора МЧС РФ. Все заявленные лица должны пройти курсы переподготовки по программе «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию» в организации с лицензией обрнадзора и предоставить соответствующее удостоверение.
Подготовьте оборудование
Еще одним важным условием успешного лицензирования является наличие технических средств — инструментов. Минимальный перечень по каждому виду деятельности в области пожарной безопасности утвержден в последней редакции приказом № 571 от 31.07.20. В нем четко изложены требования по количественной и качественной технической оснастке для каждого направления. Соискателем при проверке должны быть предъявлены:
- технический паспорт (руководство по эксплуатации) на прибор или аппарат;
- свидетельство о поверке с указанием срока ее прохождения (для средств измерения);
- документ о принадлежности инструментов (чек о покупке, накладная, счет-фактура, договор аренды);
- данные о внесении средств измерения в Госреестр.
В нормативном акте приведен точный список того, что нужно для лицензии МЧС из оборудования, наличие которого — обязательное условие для ее получения. При желании соискателя он может расширить этот перечень, а на не используемые виды инструментов, входящие в список (например, дефектоскоп) — оформить документальную аренду по согласованию с органами контроля. Если какой-либо прибор указан в 2 или более списках, допускается его использование для разных видов работ (не нужно иметь для каждого отдельную единицу).
Оплатите госпошлину
Согласно Налоговому кодексу РФ (часть вторая) ст. 333.33 пункт 92), все действия, связанные с процедурой лицензирования, должны быть оплачены соискателем. За предоставление лицензии МЧС установлена ставка госпошлины в размере 7500 рублей.
Государственная пошлина может быть уплачена юридическими лицами исключительно с их расчетного счета. Для индивидуальных предпринимателей оплата допускается как в наличной, так и в безналичной форме. Выплату оформляют по платежным реквизитам того отделения, которое будет лицензировать. С перечнем таких отделений можно ознакомиться в приказе № 665 от 16.10.2013. Оплата производится при заполнении заявления в личном кабинете на портале Госуслуг.
Соберите документы
Положение о лицензировании четко определяет необходимый пакет документации:
- Заявление от соискателя, заполненное по установленной государством форме. В нем должны быть указаны данные о заявителе, количество и наименование видов работ, реквизиты платежки об уплате госпошлины.
- Сведения о принадлежности ИП или организации нежилого помещения (для размещения работников и хранения оборудования) на правах аренды или собственности (выписка из ЕГРН).
- Информация о персонале с указанием всех требуемых законом данных. По ответственному работнику индивидуальный предприниматель или директор предприятия должен предоставить копию трудовой, оригинал или дубликат диплома об образовании (удостоверение), трудовой договор с соответствующей должностью. По остальным сотрудникам — те же документы (кроме трудовой книжки) и договора с указанием должностей.
- Сведения о каждой единице технической оснастки, которые тоже требуется оформлять таблицей. Список оборудования должен в точности соответствовать указанному в нормативном акте.
- Информация о метрологической поверке средств измерения с указанием даты проведения.
- Подтверждение на право владения нежилым рабочим помещением (договор аренды, выписка из ЕГРП или договор купли-продажи).
Требования подачи пакета документации для юридических и физических (ИП) лиц одинаковы. Если индивидуальный предприниматель или директор компании участвует в рабочих процессах, на него необходимо предоставить документальное подтверждение квалификации и трудового стажа на общих основаниях.
Подайте документы
Перед тем, как подать заявление на лицензию МЧС, стоит сходить с подготовленным пакетом в лицензирующий орган и проконсультироваться, все ли в порядке. При отсутствии замечаний подавайте собранные документы через личный кабинет на портале государственных услуг (Госуслуги). После подачи заявления вам придет оповещение в личный кабинет о выездной проверке с указанием ее даты и времени. Инспекция может проводиться лично уполномоченным лицом по указанному в заявлении адресу или дистанционно посредством ВКС (видеоконференция). Если у инспектора возникнут вопросы при проверке, он отправит письмо на указанный в заявлении адрес в течение 3 дней.
Пройдите лицензионную проверку
В течение 15 рабочих дней после подачи пакета документации инспектор обязан провести проверку и сделать заключение по ней. Это означает, что по адресу, заявленному как рабочий, выедет инспекция с целью проверки:
- учредительных документов;
- оригиналов трудовой книжки ответственного сотрудника;
- квалификационных свидетельств;
- наличия заявленного оборудования;
- сопроводительных документов на приборы и инструменты;
- поверочных клейм на СИ.
Все сотрудники должны находиться по указанному адресу. Инспектор может убедиться в их компетентности, задать вопросы по использованию рабочего оборудования.
В дальнейшем такие проверки будут проводиться регулярно — на плановой основе или внепланово.
Получите решение о предоставлении лицензии
По окончании инспекции проверяющее лицо составляет акт с положительными результатами, который выдается соискателю на руки или отправляется соответствующее уведомление в личный кабинет государственных услуг. При отрицательном результате на адрес заявителя приходит соответствующее уведомление.
После проверки (при положительном ответе) лицензиат может внести сведения об оформлении в Единый федеральный реестр. Порядок процедуры определен законом 129-ФЗ статья 71 «О государственной регистрации ЮЛ и ИП», а также приказом № 178 от 05.04.2013 Минэкономразвития. После этого в государственном реестре появится соответствующая запись.
Плюсы и минусы самостоятельного получения
У прохождения процедуры лицензирования собственными силами существуют как положительные, так и отрицательные стороны:
- Преимущества. Вы сможете сэкономить финансовые средства, необходимые для оплаты услуг юристов. Во время процесса оформления приобретете обширные знания в области лицензирования, юриспруденции, профессиональной сферы.
- Недостатки. Главный минус — временные потери из-за незнания организации юридических процессов, оформления документов не по правилам. Будут и непредвиденные финансовые расходы, если из-за низкой компетентности вы приобретете ненужные приборы или более дорогие, чем требуется для работы. Не будет и поддержки грамотных специалистов, которые смогут быстро решить любые вопросы и как минимум сберечь ваши нервы и деньги.
Помимо всего прочего, при отказе лицензирующего органа может возникнуть ситуация, когда придется начинать процедуру с нуля.
Заключение
Самостоятельное получение лицензии МЧС по пожарной безопасности не очень сложно, если выполнять последовательно все вышеуказанные действия. Шансы на успех повышаются при наличии опыта (вы уже проходили процедуру) или юридического образования. Однако если вы занятой человек или хотите сделать все быстро и наверняка, надежнее обратиться в компанию юридического сопровождения. Помимо высокого качества услуг (скорость, гарантии, экономия затрат), в такой организации помогут купить или арендовать оборудование, найти и обучить сотрудников, пройти поверку СИ, минимизировать временные и финансовые затраты.
При использовании материалов данной статьи ссылка на автора и наш сайт обязательна!
Автор: Юрий Гузнов